Компьютерная грамотность
  • Главная
  • Ошибки
  • Разработка расписания для учебной части в access. Проектирование и реализация базы данных расписание занятий

Разработка расписания для учебной части в access. Проектирование и реализация базы данных расписание занятий

5. Создание базы данных "Расписание автобусов" с помощью пакета Access

База данных -- это набор сведений, относящихся к определенной теме или задаче. БД является информационной моделью предметной области. Обращение к БД осуществляется с помощью систем управления базами данных (СУБД). СУБД Access является системой управления базами данных реляционного типа. Данные хранятся в такой базе в виде таблиц. С каждой таблицей могут быть связаны индексы (ключи), задающие нужные пользователю порядки на множестве строк. Таблицы могут иметь однотипные поля (столбцы), и это позволяет устанавливать между ними связи, выполнять операции реляционной алгебры.

Базы данных, как правило, обладают следующими признаками:

БД содержит некоторое множество данных, необходимых для решения конкретных задач многих пользователей (в том числе как реальных, так и потенциальных) или удовлетворения соответствующих информационных потребностей;

данные или информационные элементы в БД определенным образом структурированы и связаны между собой, при этом структура, состав данных и их содержание в БД не зависят от особенностей прикладных программ, используемых для управления БД;

данные представлены на машиночитаемых носителях в форме, пригодной для оперативного использования их с применением средств вычислительной техники, включая и системы управления базами данных.

Основные функции СУБД следующие:

Определение данных - определить, какая именно информация будет храниться в базе данных, задать свойства данных, их тип, а также указать, как эти данные связаны между собой.

Обработка данных - данные могут обрабатываться самыми различными способами. Можно выбирать любые поля, фильтровать и сортировать данные. Можно объединять данные с другой, связанной с ними, информацией и вычислять итоговые значения.

Управление данными - можно указать, кому разрешено знакомиться с данными, корректировать их или добавлять новую информацию.

Проектируя базу данных "Расписание автобусов", разбиваем ее на две связные таблицы. В первой таблице содержатся следующие поля: пункт назначения; время отправления; время в пути; количество посадочных мест. А во второй: время отправления; расстояние до пункта назначения.

При создании базы данных следует соблюдать следующие принцыпы:

· В каждой таблице не должно быть повторяющихся полей;

· В каждой таблице олжен быть уникальный идентификатор - ключ;

· Каждому значению первичного ключа должна соответствоватьдостаточная информация о сущности или объекте таблицы.

Создадим таблицы в режиме конструктора:

С тем чтобы Microsoft Access мог связать данные из разных таблиц каждая таблица должна содержать поле или набор полей, которые будут задавать индивидуальное значение каждой записи в таблице. Такое поле или набор полей называют основным ключом.

Таблица 5.1.

Для поля Время отправления поставим ключ и зададим Маску ввода "00:00".

Таким же образом создадим вторую взаимосвязанную таблицу:

Таблица 5.2.

Для поля Пункт назначения поставим ключ.

После распределения данных по таблицам и определения ключевых полей необходимо выбрать схему для связи данных в разных таблицах. Для этого нужно определить связи между таблицами.

Для облегчения работы с данными и заполнения базы данных используют формы. Формы являются типом объектов базы данных, который обычно используется для отображения данных в базе данных.

Заполняются формы в соответствии с полями таблиц №5.1. и 5.2. базы данных:

Пункт назначения

Время отправления

Время в пути

Количество посадочных мест

Восточная

Западная

Педагогический университет

Школа №25

улица Садовая

проспект Новых технологий

Кинотеатр Мир

Педагогический университет

площадь Незнайки

проспект Новых технологий

Школа №25

Почта №536

улица Садовая

Западная

Педагогический университет

Кинотеатр Мир

Восточная

площадь Незнайки

Школа №25

Почта №536

проспект Новых технологий

Западная

Педагогический университет

улица Садовая

На основе созданной базы данных создаем запросы.

Запросы являются основным средством извлечения информации из базы данных. С помощью запроса можно выбрать определенную информацию и рассортировать ее по значениям полей и даже добавлять описания в презентации. Запросы часто используются в качестве основы при создании форм и отчетов. Другие запросы могут создавать новые таблицы, присоединять данные к существующим таблицам, удалять записи и осуществлять поиск дублирующихся записей. Создаем запрос на совпадение значений для поля Пункт назначения таблицы (формы) №5.1. Для этого заходим в "Мастер запросов", выбираем запрос на повторяющиеся записи, нажимаем далее, выбираем таблицу 5.1., далее, поле Пункт назначения и нажимаем готово. Появляется готовый запрос:

Создаем запрос с сортировкой по полю Время отправления таблицы (формы) №5.1. Для этого заходим в "Конструктор запросов", добавляем таблицу 5.1., выбираем поля Пункт назначения и Время отправления. Под полем Время отправления в графе сортировка выбираем вид сортировки "по возрастанию" или "по убыванию". Закрываем "Конструктор" и при сохранении нажимаем Да.

Запрос с сортировкой по заданному полю

Пункт назначения

Время отправления

улица Садовая

Педагогический университет

Западная

проспект Новых технологий

Почта №536

Школа №25

площадь Незнайки

Восточная

Кинотеатр Мир

Педагогический университет

Западная

улица Садовая

Почта №536

Школа №25

проспект Новых технологий

площадь Незнайки

Педагогический университет

Кинотеатр Мир

проспект Новых технологий

улица Садовая

Школа №25

Педагогический университет

Западная

Восточная

Создаем запрос на принадлежность поля Расстояние до пункта назначения заданному диапозону. Для этого в "Конструкторе" для поля Расстояние до пункта назначения в графе Условие отбора указываем значение: (>=30) and (<=45). Далее сохраняем запрос.

Создаем параметрический запрос для поля Количество посадочных мест. Для этого в "Конструкторе" для поля Количество посадочных мест в графе Условие отбора в квадратных скобках указываем: [Введите количество посадочных мест]. Далее сохраняем запрос. При запуске запроса появится диалоговое окно, в котором необходимо ввести нужное количество посадочных мест и нажать на кнопку OK.

Создаем отчет на основе запроса на принадлежность поля Расстояние до пункта назначения заданному диапозону.

Отчет является эффективным средством представления данных в печатном формате. Имея возможность управлять размером и внешним видом всех элементов отчета, пользователь может отобразить сведения желаемым образом. Для создания отчета выбираем "Мастер отчетов". Добавьте все выбранные поля. Задаем требуемый порядок сортировки. Выбираем макет табличный, ориентацию книжную и стиль.

Автоматизация заказа блюд в ресторане

Таблицы задачи были созданы в СУБД ACCESS. Таблицы создаются с помощью конструктора. Рисунок 2.4 - ACCESS с выведенным списком таблиц задачи Рисунок 2...

Автоматизация системы учета заказов на предприятии

База данных туристической фирмы

В Access создадим пять таблиц со следующими свойствами полей: Туры: § Код_тура (ключевое поле, тип - счетчик) § Код_страны (тип - числовой, для связи с таблицей «Страны») § Код_туроператора (числовое поле...

Информационные системы в экономике

Создадим в Access базу данных о работниках магазина. Схема данных БД изображена на рис.10 Рис.10. Схема данных БД Введение записей в таблицу "Сотрудники" изображено на рис.11 Рис.11...

Описание средств визуальной разработки

Создаю таблицы в режиме конструктора: BibliotechnyiFond, DannieChitatelia, UchetVidachiKnig. В таблице "Библиотечный фонд" описываются поля: шифр книги с текстовым типом данных, цена книги - числовой, название книги - текстовый, автор - текстовый, год издания - числовой...

Отдел кадров предприятия

На основе проведенного анализа предметной области и проведенного в ErWin моделирование базы данных для управления АЗС была создана автоматически база данных в СУБД Access. Схема созданной базы данных приведена на рисунке 3.1. Рисунок 3...

Проектирование информационной системы "Начисление заработной платы сотрудникам школы"

Для осуществления планирования любой фирмы на любом этапе работы осуществляются некоторые расчеты, для автоматизации которых удобно и рационально применять вычислительную технику...

Разработка базы данных "Такси"

Построим таблицы для всех отношений Отношение R11 представлена на рисунке 5.1 таблица "Водители" Рисунок 5.1: таблица "Водители" Отношение R12 представлена на рисунке 5.2 таблица "Заказы" Рисунок 5...

Разработка базы данных с использованием средств Microsoft Access для автоматизации процедур учета и формирования заказов на предприятии ООО "Озон"

Система баз данных MS Access

Создание базы данных с использованием программы Microsoft Access

Полученный вариант №8, содержащий базу данных “Автомобили”, был создан с помощью программы Microsoft Office Excel. Целью данной практической части (а так же курсовой работы в целом),было преобразование(создание) базы данных с помощью программы Microsoft Access...

Создание информационной системы учета в комиссионном букинистическом магазине

Для начала работы требуется открыть Access и создать новую таблицу. Переименовать ее в Users. В конструкторе создаются поля kodU - счетчик. Поля User и Password числовые. Следующая таблица называется Tovar. Kodtov - счетчик. Kodkl, Gizd, Ckl, Csh, Dolgmag - числовые поля. DataPr, DataR...

Создание приложения VBA в Access "Начисления заработной платы по должностям"

Создание программного модуля на тему: "Организация работы автосервиса"

Для описания предметной области “ Организация работы автосервиса ” были созданы 2 таблицы: Customers.mdb содержит в себе данные обо всех клиентах, имеющих заказ. Таблица имеет следующие поля: код клиента(CustomerNumber) (ключевое), ФИО(Fio)...

Создание таблицы базы данных в Microsoft Access

Создание таблиц В Access используются три способа создания таблиц: путем ввода данных (by entering data), с помощью Конструктора таблиц (in Design view) и с помощью Мастера создания таблиц (by using wizard)...

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«ВОСТОЧНО-СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ТЕХНОЛОГИЙ И УПРАВЛЕНИЯ»

(ФГБОУ ВПО ВСГУТУ)

Кафедра «Системы информатики»

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

по дисциплине «БАЗЫ ДАННЫХ»

на тему «Разработка базы данных

«Составление расписания для высших учебных заведений»

Выполнл(а):

студент гр.529

__________

Руководитель:

к.т.н, доцент

___________

Базарон С.А.

Нормоконтролер:

к.п.н., доцент

___________

Чимитова Е.Г.

Оценка:

___________

Дата защиты:

___________

Улан-Удэ

2012

Введение…………………………………….……………...……………...…3

1. Проектирование Базы данных………………………...………….………5

1.1. Постановка задачи……………………………………………………....6

1.2. Описание предметной обла с ти…………………………………………6

1.3. Проектирование логической модели базы да н ных…………………...8

2. Реализация базы данных и пользовательское приложения…………..10

2.1. Проектирование физической модели базы данных …………………11

2.2. Создание базы данных в Microsoft SQL Server ……………………...13

2.3. Реализация клиентского прилож е ния………………………………...17

Заключ е ние………………………………………………………………….21

Список использованных источн и ков……………………………………...23

Приложение А………………………………………………………………25

Приложение Б……………………………………………………………….27

Приложение В………………………………………………………………29

ВВЕДЕНИЕ


Эффективная и рациональная организация учебного процесса – одна из важнейших задач любого учебного заведения. Поэтому все более актуальным становится вопрос об автоматизации этого процесса.

Если использовать при организации процесса обучения ЭВМ, в частн о сти различного рода программные продукты, то можно сделать этот процесс гораздо более точным и быстрым, лишенным множества накладок, которые возникают при его организации вручную.

Задачу составления расписания не стоит рассматривать только как н е кую программу, реализующую функцию механического распределения зан я тий в начале семестра, на которой ее (программы) использование и заканч и вается. Экономический эффект от более эффективного использования труд о вых р е сурсов может быть достигнут только в результате кропотливой работы по управлению этими трудовыми ресурсами. Расписание здесь является лишь инструментом такого управления, и для наиболее полного его использования необходимо, чтобы программа сочетала в себе не только средства для с о ставления оптимального расписания, но и средства для поддержания его о п тимальности в случае изменения некоторых входных данных, которые на момент составления расписания считались постоянными.

Таким образом, целью данной курсового проекта является создание с и стемы управления базой данных «Составление расписания» на примере «С о ставления расписания для высших учебных заведениях», включающую базу данных и пользовательское приложение.

Задачи курсового проекта можно сформулировать как:

  • Создание логической и физической моделей базы данных;
  • Создание базы данных в Среда SQL Server Management Studio;
  • Создание интерфейса программы в Delphi 7.

1. ПРОЕКТИРОВАНИЕ БАЗЫ ДАННЫХ


1.1. Постановка задачи

Необходимо разработать базу данных «Составление расписания для высших образовательных учреждений» для хранения данных, связанных с нею.

Также необходимо разработать и реализовать пользовательское прил о жение, в котором производится добавление, удаление и редактирование з а писей таблиц базы данных. Приложение должно включать в себя функции поиска, фильтрации информации и создания отчётов.

1.2. Описание предметной области

Расписание занятий в высшем учебном заведении служит для сведения в единую взаимосвязанную систему учащихся, преподавателей и мест пров е дения занятий (аудиторий).

Оптимизация расписания занятий является одним из основных факторов, способных существенно оптимизировать учебный процесс.

В частности, организация учебного процесса, представляя собой один из важнейших этапов на пути развития и эффективного функционирования вуза, является совокупностью взаимосвязанных задач, решаемых различными подразделениями учебного заведения. Одной из таких задач является соста в ление расписания. От того, насколько хорошо составлено расписание зависит эффективность работы преподавателей, усвоение учебного материала ст у дентами, рациональное использование интеллектуальной и материальной баз вуза.


Традиционный способ представляет собой следующие этапы, выполняющи е ся вручную:

1. Разработка и утверждение учебных планов.

2. Выборка из планов перечня дисциплин и закрепление их за кафедр а ми.

3. Составление учебных поручений кафедрам других факультетов на з а крепление учебной нагрузки за преподавателями.

4. Распределение нагрузки на кафедрах.

5. Составление проходки на семестр, которая содержит информацию о дисциплинах, видах занятий, часами по каждому из видов и преподавателе.

6. Учёт занятого и свободного времени преподавателей работающих по совместительству.

7. Составление расписания.


1.3. Проектирование логической модели базы данных

Процесс проектирования данных можно условно разделить на два этапа: логическое моделирование и физическое проектирование. Результатом пе р вого из них является так называемая логическая (или концептуальная) м о дель данных, выражаемая обычно диаграммой «сущность-связь» или ER (Entity-Relationship) диаграммой, которая представлена в одной из стандар т ных нотаций, принятых для отображения подобных диаграмм. Результатом второго этапа является готовая база данных либо DDL-скрипт для ее созд а ния.

Логическая модель данных описывает факты и объекты, подлежащие р е гистрации в будущей базе данных. Основными компонентами такой модели являются сущности, их атрибуты и связи между ними. Как правило, физич е ским аналогом сущности в будущей базе данных является таблица, а физич е ским аналогом атрибута — поле этой таблицы. С логической точки зрения сущность представляет собой совокупность однотипных объектов или фа к тов, называемых экземплярами этой сущности. Физическим аналогом экзе м пляра обычно является запись в таблице базы данных. Как и записи в таблице реляционной СУБД, экземпляры сущности должны быть уникальными, то есть полный набор значений их атрибутов не должен дублироваться. И так же, как и поля в таблице, атрибуты могут быть ключевыми и неключевыми. На этапе логического проектирования для каждого атрибута обычно опред е ляется примерный тип данных (строковый, числовой, BLOB и др.). Конкр е тизация происходит на этапе физического проектирования, так как разли ч ные СУБД поддерживают разные типы данных и ограничения на их длину или точность.


Таблица 1. Сущности и их атрибуты

сущности

атрибуты

описание

расписание

код расписания

составление расписания

код группы

номер аудитории

код преподавателя

код дисциплины

из остальных сущностей

код дня недели

код типа занятия

номер пары

факультет

код факультета

информация о факультетах

факультет

специальность

код специальности

информация о специальностях ВУЗа

наименование специальности

аудитория

номер аудитории

информация аудиториях во всех имеющихся корпусах

корпус

количество мест

адрес

дисциплина

код дисциплины

Все изучаемы дисциплины

название дисциплины

номер пары

номер пары

информация о длительности пары

время начала

время окончания

день недели

код дня недели

информация о днях неделях и о их кодах

название дня недели

тип занятия

код типа занятия

лекция или практика

название дня недели

фома обучения

код формы обучения

очная или заочная формы обучения

наименование формы обучения

преподаватель

код преподавателя

содержит ифнормацию преподавателе

ФИО преподавателя

код кафедры

код досжности

код звания

код ученой степени

кафедра

код кафедры

информафия о кафедре

название кафедры

должность

код должности

должности работников ВУЗов

наименование должности

звание

код звания

звания работников ВУЗов

наименование звания

ученая степень

код ученой степени

ученые степени работников ВУЗов

наименование ученой степени

2. РАЗРАБОТКА БВЗЫ ДАННЫХ И ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОГО ПРИЛОЖЕНИЯ


2.1. Проектирование физической модели базы данных

Физическое проектирование базы данных – это процесс подготовки оп и сания реализации базы данных на вторичных запоминающих устройствах; на этом этапе рассматриваются основные отношения, организация файлов и и н де к сов, предназначенных для обеспечения эффективного доступа к данным, а также все связанные с этим ограничения целостности и средства защиты.

Приступая к физическому проектированию базы данных, прежде всего необходимо выбрать конкретную целевую СУБД. Поэтому физическое пр о ектирование неразрывно связано с конкретной СУБД. Между логическим и физическим проектированием существует постоянная обратная связь, так как решения, принимаемые на этапе физического проектирования с целью п о вышения производительности системы, способны повлиять на структуру л о гической модели данных.

Как правило, основной целью физического проектирования базы данных является описание способа физической реализации логического проекта базы данных. Представим физическую модель базы данных «Составление расп и сания для ВУЗов» в виде таблиц сущностей из таблицы 1.

Таблица 2. Расписание

код расписания

код группы

номер аудитории

код преподавателя

код дисциплины

код дня недели

код типа занятия

номер пары

Таблица 3. Группы

код группы

количество студентов

код факультета

код формы обучения

код специальности

Таблица 4. Факультет


Таблица 5. Специальность

Таблица 6. Аудитория

номер аудитории

корпус

количество мест

адрес

Таблица 7. Дисциплина

Таблица 8. Номер пары

номер пары

время начала

время окончания

Таблица 9. День недели

Таблица 10. Тип занятия

код типа занятия

тип занятия

Таблица 11. Кафедра

код кафедры

название кафедры

Таблица 12. Форма обучения

код формы обучения

наименование формы обучения

Таблица 13. Преподаватель

код преподавателя

ФИО преподавателя

код кафедры

код должности

код звания

код ученой степени

Таблица 14. Должность

Таблица 15. Звание

код звания

наименование звания

Таблица 16. Ученая степень

код ученой степени

наименование ученой степени

2.2. Создание базы данных в Microsoft SQL Server

Создание базы данных в Среда SQL Server Management Studio использ у ются логическая и физические модели проектирования базы данных (см. 1.3. и 2.1.).

Итак, после установления SQL Server создается база данных, и указыв а ется путь для сохранения. Следующим шагом необходимо создать таблицы согласно сущностям.

Создание таблиц базы данных « raspisanie ». Описываются свойства атр и бутов данных таблиц (тип данных, длина, разрешение нулевого значения п о ля).


Таблица 17. Аудитория

Таблица 18. Группа

Таблица 19. День недели

Таблица 20. Дисциплина

Таблица 21. Должность


Таблица 22. Звание

Таблица 23. Кафедра

Таблица 24. Номер пары

Таблица 25. Преподаватель


Таблица 26. Расписание

Таблица 27. Специальность

Таблица 28. Тип занятия

Таблица 29. Ученая степень

Таблица 30. Факультет


Таблица 31. Форма обучения

Для необходимости так же можно заполнить все таблицы путем откр ы тия.

Связывание таблиц происходит через создание диаграммы, где устана в ливаются все связи между таблицами. Диаграмма отношений базы данных « raspisanie » находится в Приложении Б.

2.3. Реализация клиентского приложения

Клиентское приложение реализуется в среде Delphi 7. Интерфейс базы данных « raspisanie » состоит из 9 форм, в которых осуществляются операции такие как: ввод, вывод и редактирование информации. А также 3 формы с операциями: поиск, фильтрация, отчет.

Рассмотрим для наглядного примера главную форму, поиск и отчет.

В форме «Расписание» вводятся данные в DBEdit и DBLoockUpCo m boBox и с помощью DBNavigator отображаются в компоненте DBGrid . С п о мощью этих компонентов можно вносить изменения в саму базу данных SQL .


Рис 1 Форма «Расписание групп»

Для удобства перемещения по самой программе был использован ко м понент MainMenu . Он помогает переходить на любые формы программы (см. рис 2).

Рис 2. Использование компонента MainMenu


Операция поиск позволяет найти данные о выбранной группе из таблицы «Группы».

Рис 3. Поиск

Для того чтобы осуществить поиск, необходимо выбрать группу из в ы падающего списка. А затем нажать на кнопку «Поиск». Для дальнейшего п о иск информации нежно нажать на кнопку «Отмена», которая вернет все да н ные обо всех группа находящихся в базе данных.

Рис 4. Операция поиск

Также на форме расположены кнопки для перехода на другие операции, на главную форму и кнопка «Выход», при нажатии которой закрывается форма поиска.

При запуске формы для отчета можно видеть, что на форме расположена кнопка «Показать отчет» и компонент QReport , который как раз и отображает сам отчет, сгруппированный по группам.

Рис 5. Форма «Отчет»

При нажатии на кнопку «Показать отчет» выведется непосредственно сам отчет.

Рис 6. Сгруппированный отчет по группам

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


При выполнении курсового проекта планировалось развить навыки програ м мирования и отладки программ, а также проверить умение оформления д о кументации на свою разработку в соответствии со стандартами.

Эта программа является законченным программным продуктом, хотя возможна её доработка. Есть необходимость добавления таких возможностей как:

  • обеспечение защиты информации (пароль, кодировка и так далее);
  • обеспечение многопользовательского режима с предоставлением ка ж дому пользователю своего режима работы и настроек;
  • автоматическое заполнение одинаковых полей в разных таблицах при вводе.

Программа имеет удобный пользовательский интерфейс. Пользование программой не составит труда для тех, кто знаком с данной оболочкой. Удобная справочная система по пользованию программой позволит быстро научиться ориентироваться в ней. В целом программа может быть реально использована.

В результате выполнения курсового проекта усовершенствованы знания в области программирования баз данных и объектно-ориентированного пр о граммирования, приобретены навыки использования научно-технической информации.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Изучение основ работы с СУБД Microsoft SQL Server 2005. Методич е ские указания для проведения лабораторных работ по курсу «Орган и зация баз данных и знаний», Орловский Д.Л., НТУ «ХПИ», кафедра АСУ, 2009.
  2. Разработка клиент-серверных приложений в Delphi , Андрей Шкрыль, БХВ-Петербург, 2006.

ПРИЛОЖЕНИЕ А


Сущности в ERwin


ПРИЛОЖЕНИЕ Б


Диаграмма таблиц SQL


ПРИЛОЖЕНИЕ В


Листинг операции «поиск»

Поиск

procedure TForm9.Button2Click(Sender: TObject);

begin

Query1.Active:=false;

КоличествоСтудентов , b. Факультет , c. НаименованиеФормыОбучения , a. КодСпециальности , d. НаименованиеСпециальности ";

КодФормыОбучения =c. КодФормыОбучения ) and (a. КодСпециальности =d. КодСпециальности ) and (e. КодГруппы ="""+combobox1.Text+""")");

Query1.Active:=true;

end;

Отмена

procedure TForm9.Button3Click(Sender: TObject);

begin

Query1.Active:=false;

Query1.SQL.text:="select e. КодГруппы , a. КоличествоСтудентов , b. Факультет , c. НаименованиеФормыОбучения , a. КодСпециальности , d. НаименованиеСпециальности ";

Query1.SQL.Add("from dbo. Группа a, dbo. Факультет b, dbo. ФормаОбучения c, dbo. Специальность d, dbo. Группа e");

Query1.SQL.Add("where (a. КодГруппы =e. КодГруппы ) and (a. КодФакультета =b. КодФакультета ) and (a. КодФормыОбучения =c. КодФормыОбучения ) and (a. КодСпециальности =d. КодСпециальности )");

Query1.Active:=true;

end;


Листинг операции «Фильтрация»

Фильтрация

procedure TForm10.Button1Click(Sender: TObject);

begin

Query1.Active:=false;

ФИОпреподавателя , b. НазваниеДисциплины , c. НазваниеДняНедели

Query1.SQL.Add("where (e. КодПреподавателя =a. КодПреподавателя ) and (e. КодДисциплины =b. КодДисциплины ) and (e. КодДняНедели =c. КодДняНедели ) and (e. КодТипаЗанятия =d. КодТипаЗанятия ) and (c. НазваниеДняНедели ="""+combobox1.Text+""")");

Query1.Active:=true;

end;

Отмена

procedure TForm10.Button2Click(Sender: TObject);

begin

Query1.Active:=false;

Query1.SQL.Text:="select e. КодРасписания , e. КодГруппы , e. НомерАудитории , a. ФИОпреподавателя , b. НазваниеДисциплины , c. НазваниеДняНедели , d. ТипЗанятия , e. НомерПары ";

Query1.SQL.Add("from dbo. Преподаватель a, dbo. Дисциплина b, dbo. ДеньНедели c, dbo. ТипЗанятия d, dbo. Расписание e");

Query1.SQL.Add("where (e. КодПреподавателя =a. КодПреподавателя ) and (e. КодДисциплины =b. КодДисциплины ) and (e. КодДняНедели =c. КодДняНедели ) and (e. КодТипаЗанятия =d. КодТипаЗанятия )");

Query1.Active:=true;

end;


Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

Д.529.3.4.2.124.12.ПЗ

Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

Д.529.3.4.2.124.12.ПЗ

Разраб.

Улахаев А.Ю.

Провер.

Базарон С.А.

Н. Контр.

Чимитова Е.Г.

Утверд.

Базарон С.А.

с ших учебных заведений

Лит.

Листов

ВСГУТУ

зм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

Д.529.3.4.2.124.12.ПЗ

Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

Д.529.3.4.2.124.12.ПЗ

Разраб.

Улахаев А.Ю.

Провер.

Базарон С.А.

Н. Контр.

Чимитова Е.Г.

Утверд.

Базарон С.А.

Составление расписания для вы с ших учебных заведений

Лит.

Листов

ВСГУТУ

Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

Д.529.3.4.2.124.12.ПЗ

Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

Д.529.3.4.2.124.12.ПЗ

Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

Д.529.3.4.2.124.12.ПЗ

Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

Д.529.3.4.2.124.12.ПЗ

Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

Д.529.3.4.2.124.12.ПЗ

Разраб.

Улахаев А.Ю.

Провер.

Базарон С.А.

Н. Контр.

Чимитова Е.Г.

Утверд.

Базарон С.А.

Составление расписания для вы с ших учебных заведений

Лит.

Листов

ВСГУТУ

Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

Д.529.3.4.2.124.12.ПЗ

Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

Д.529.3.4.2.124.12.ПЗ

Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

Д.529.3.4.2.124.12.ПЗ

Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

Д.529.3.4.2.124.12.ПЗ

Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

Д.529.3.4.2.124.12.ПЗ

Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

Д.529.3.4.2.124.12.ПЗ

Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

Д.529.3.4.2.124.12.ПЗ

Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

Д.529.3.4.2.124.12.ПЗ

Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

Д.529.3.4.2.124.12.ПЗ

Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

Д.529.3.4.2.124.12.ПЗ

Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

Д.529.3.4.2.124.12.ПЗ

Разраб.

Улахаев А.Ю.

Провер.

Базарон С.А.

Н. Контр.

Чимитова Е.Г.

Утверд.

Базарон С.А.

Составление расписания для вы с ших учебных заведений

Лит.

Листов

ВСГУТУ

Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

Д.529.3.4.2.124.12.ПЗ

Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

Д.529.3.4.2.124.12.ПЗ

Разраб.

Улахаев А.Ю.

Провер.

Базарон С.А.

Н. Контр.

Чимитова Е.Г.

Утверд.

Базарон С.А.

Составление расписания для вы с ших учебных заведений

Лит.

Листов

ВСГУТУ

Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

Д.529.3.4.2.124.12.ПЗ

Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

Д.529.3.4.2.124.12.ПЗ

Разраб.

Улахаев А.Ю.

Провер.

Базарон С.А.

Н. Контр.

Чимитова Е.Г.

Утверд.

Базарон С.А.

Составление расписания для вы с ших учебных заведений

Лит.

Листов

ВСГУТУ

Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

Д.529.3.4.2.124.12.ПЗ

Разраб.

Улахаев А.Ю.

Провер.

Базарон С.А.

Н. Контр.

Чимитова Е.Г.

Утверд.

Базарон С.А.

Составление расписания для вы с ших учебных заведений

Лит.

Листов

2

ВСГУТУ

Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

29

Д.529.3.4.2.124.12.ПЗ

Разраб.

Улахаев А.Ю.

Провер.

Базарон С.А.

Н. Контр.

Чимитова Е.Г.

Утверд.

Базарон С.А.

Составление расписания для вы с ших учебных заведений

Лит.

Листов

3

Организация

Сочи, 2008 г.

Сочинский государственный университет туризма и курортного дела

Кафедра ИТ

УТВЕРЖДАЮ

Зав. кафедрой

к.т.н., проф. Ю. И. Дрейзис

_______________________

_____” __________ 2008г.

ЗАДАНИЕ

на курсовое проектирование по курсу

Базы данных и знаний”

Студенту _____________________ Группа - ______________

Тема проекта: “Проектирование и реализация базы данных “Расписание занятий"

Исходные данные на проектирование:

Входные документы:

    занятость аудиторий;

    группы;

    расписание звонков;

    дисциплины (учебный план);

    дни недели.

Выходные документы: группы; преподаватели; аудитории.

Технические средства - ПЭВМ типа IBM PC.

Операционная система - MS Windows.

СУБД и инструментальные программные средства - по выбору разработчика.

Объем работы по курсу

    Расчетная часть:

    1. Постановка задачи.

      Инфологическое моделирование предметной области.

      Проектирование реализации.

      Физическое проектирование.

    Графическая часть:

    1. Схема инфологической модели.

      Схема структуры БД.

      Укрупненная схема программы.

      Чертежи (распечатки) форм и документов.

    Тестирование и отладка базы данных.

Срок выполнения проекта по разделам:

1, Пункты 1.1, 1.2 - к 7 неделя

2. Пункты 1.3, 3.1 - к 9 неделя

3. Пункты 1.4, 3.2 - к 12 неделя

4. Оформление ПЗ и графической части - к 14 неделе

Дата выдачи задания – 3 неделя семестра.

Дата защиты проекта – 16 неделя

Руководитель - __________________________

Задание получил ________________________

Студент ________________________________

ВВЕДЕНИЕ

Эффективное развитие государства немыслимо без систем управления. Современные системы управления базируются на комплексных системах обработки информации, на современных информационных технологиях. Современные системы компьютерного управления обеспечивают выполнение точного и полного анализа данных, получение информации во времени без задержек, определение тенденций изменения важных показателей.

База данных – это совокупность структурированных и взаимосвязанных данных и методов, обеспечивающих добавление выборку и отображение данных. С понятием базы данных тесно связано понятие системы управления базой данных. Это комплекс программных средств, предназначенных для создания структуры новой базы, наполнения ее содержимым, редактирования содержимого и визуализации информации. Под визуализацией информации базы понимается отбор отображаемых данных в соответствии с заданным критерием, их упорядочение, оформление и последующая выдача на устройство вывода или передача по каналам связи.

В мире существует множество систем управления базами данных. Несмотря на то, что они могут по-разному работать с разными объектами и предоставляют пользователю различные функции и средства, большинство СУБД опираются на единый устоявшийся комплекс основных понятий. Это дает нам возможность рассмотреть одну систему и обобщить ее понятия, приемы и методы на весь класс СУБД. В качестве такого учебного объекта мы выберем СУБД Microsoft Access, входящую в пакет Microsoft Office. Практически все СУБД позволяют добавлять новые данные в таблицы. С этой точки зрения СУБД не отличаются от программ электронных таблиц (Excel), которые могут эмулировать некоторые функции баз данных. Существует три принципиальных отличия между СУБД и программами электронных таблиц:

    СУБД разрабатываются с целью обеспечения эффективной обработки больших объёмов информации, намного больших, чем те, с которыми справляются электронные таблицы.

    СУБД может легко связывать две таблицы так, что для пользователя они будут представляться одной таблицей. Реализовать такую возможность в электронных таблицах практически невозможно.

    СУБД минимизируют общий объём базы данных. Для этого таблицы, содержащие повторяющиеся данные, разбиваются на несколько связанных таблиц.

Access – мощное приложение Windows. При этом производительность СУБД органично сочетаются со всеми удобствами и преимуществами Windows.

Как реляционная СУБД Access обеспечивает доступ ко всем типам данных и позволяет одновременно использовать несколько таблиц базы данных. Access специально спроектирован для создания многопользовательских приложений, где файлы базы данных являются разделяемыми ресурсами в сети. В Access реализована надёжная система защиты от несанкционированного доступа к файлам.

В рамках этого курсового проекта необходимо спроектировать и реализовать средствами MS ACCESS информационную систему, позволяющую составить расписание занятий.

1. Аналитическая часть

      Описание предметной области

Диспетчер занимается составлением расписания занятий. Пусть необходимо построить базу данных, которая поможет диспетчеру составить расписание занятий. Для этого необходимо иметь следующую информацию:

    занятость аудиторий;

    группы;

    специализация и свободное время преподавателей;

    расписание звонков;

    дисциплины (учебный план);

    дни недели;

    расписание;

    учебный план.

Диспетчер должен вводить расписание в виде записей базы:

      День недели

      Время начала

      Аудитория

      Группа

      Дисциплина

      Преподаватель

При вводе требуется не допускать «накладок» вида:

    В одной аудитории в одно и то же время занимаются разные группы;

    Одна и та же группа в одно и то же время занимается в разных аудиториях, либо разными предметами, либо с разными преподавателями;

    Один и тот же преподаватель занимается в одно и то же время либо в разных аудиториях, либо разными предметами, либо с разными группами.

Кроме того, информационная система должна выводить информацию по запросам расписаний:

    группы;

    преподаватели;

    аудитории.

      Определение состава данных.

Для обеспечения пользователя указанной информацией в БД должны храниться справочные данные о группах, аудиториях и преподавателях. В результате анализа предметной области выявляются документы, содержащие справочную информацию: «Группы» (рис.1.2.1), «Аудитории» (рис.1.2.2), «Преподаватели» (рис.1.2.3), «Расписание звонков» (рис.1.2.4), «Дисциплины» (рис.1.2.5), «Дни недели» (рис.1.2.6), «Расписание» (рис.1.2.7), «Учебный план» (рис.1.2.8). Ниже приведены формы документов.

Рис.1.2.1 Форма справочного документа «Группы»

Рис.1.2.2 Форма справочного документа «Аудитории»

Рис.1.2.3 Форма справочного документа «Преподаватели»

Рис.1.2.4 Форма справочного документа « Расписание звонков»

Рис.1.2.5 Форма справочного документа «Дисциплины»

Рис.1.2.6 Форма справочного документа «Дни недели»

Рис.1.2.7 Форма справочного документа «Расписание»

Рис.1.2.8 Форма справочного документа «Учебный план»

На основе анализа предметной области можно выявить логические взаимосвязи данных, которые определяют структуру данных предметной области. В результате должны быть выявлены информационные объекты и установлены связи между ними.

    РАЗРАБОТКА КОНЦЕПТУАЛЬНОЙ МОДЕЛИ

Концептуальная модель является представлением точки зрения пользователя на предметную область и не зависит ни от программного обеспечения СУБД, ни от технических решений.Концептуальная модель должна быть стабильной.Одной из распространенных моделей концептуальной схемы является модель «сущность - связь». Под сущностью понимают основное содержание объекта предметной области, о котором собирают информацию. В качестве сущности могут выступать место, вещь, личность, явление.Экземпляр сущности - конкретный объект.Сущность принято определять атрибутами - поименованными характеристиками.

    1. Выявление информационных объектов

Необходимо проанализировать каждый реквизит на наличие взаимосвязей с другими реквизитами. Реквизит приобретает смысл только тогда, когда он связан с другими реквизитами, обладающими смысловым единством. Так, код техники, наименование техники, количество отражают сведения об изделии; код объекта, наименование объекта, начальник объекта отражают сведения об объектах.

Среди реквизитов, описывающих сущность, можно выделить один или несколько реквизитов, которые однозначно определяют экземпляр сущности. Такой реквизит является ключом. Между ключом и другими реквизитами существует функциональная зависимость.

Реквизиты каждого информационного объекта канонической модели данных должны отвечать требованиям, соответствующим третьей нормальной форме реляционной модели данных:

    информационный объект должен содержать уникальный идентификатор – первичный ключ; все описательные реквизиты должны быть взаимонезависимы, то есть между ними не должно быть функциональных зависимостей; все реквизиты, входящие в составной ключ, также должны быть взаимонезависимы; каждый описательный реквизит должен функционально полно зависеть от ключа, то есть каждому значению ключа должно соответствовать только одно значение описательного реквизита, а при составном ключе описательные реквизиты должны зависеть целиком от всей совокупности реквизитов, образующих ключ; каждый описательный реквизит должен зависеть от ключа нетранзитивно, то есть не должен зависеть через другой промежуточный реквизит.

Реквизитный состав первичных документов:


Таблица 2.1.1. Анализ документа «Группы»

Документ

Таблица 2.1.2. Анализ документа «Аудитории»

Документ

Таблица 2.1.3. Анализ документа «Дисциплины»

Документ

Таблица 2.1.4. Анализ документа «Дни недели»

Документ

Таблица 2.1.5. Анализ документа «Преподаватели»

Документ


Таблица 2.1.6. Анализ документа «Расписание»

Документ

Таблица 2.1.7. Анализ документа «Расписание звонков»

Документ

Таблица 2.1.8. Анализ документа «Учебный план»

Документ

Полученные информационные объекты отвечают требованиям нормализации, т. е. находятся в третьей нормальной форме.

Таблица 2.1.9. Объекты справочной информации

Информационный объект


У – уникальный, П – простой, С - составной.

2.2. Определение связей информационных объектов, построение информационно-логической модели и ER -диаграммы

Для построения информационно-логической модели сначала построим матрицу смежности - это квадратная матрица по числу ИО, которая заполняется по строкам. Элемент матрицы на пересечении строки и столбца равен 1, если ИО, стоящий в строке, связан с ИО, стоящим в столбце, отношением один ко многим, тип функциональной связи во внимание не принимается.

Существуют следующие типы отношений между объектами:

    Один-к-одному (1:1). Каждому экземпляру первого информационного объекта соответствует только один экземпляр второго информационного объекта

    Один-ко-многим (1:М). Каждому экземпляру одного информационного объекта соответствует несколько экземпляров другого информационного объекта, а каждому экземпляру второго информационного объекта соответствовать не более одного экземпляра первого информационного объекта.

    Многие-ко-многим (М:М). Каждому экземпляру одного информационного объекта соответствует несколько экземпляров другого информационного объекта и каждому экземпляру второго информационного объекта может соответствовать несколько экземпляров первого.

В результате анализа получили 8 информационных объектов: ДНИ НЕДЕЛИ, АУДИТОРИИ, РАСПИСАНИЕ ЗВОНКОВ, УЧЕБНЫЙ ПЛАН, ГРУППЫ, ДИСЦИПЛИНЫ, РАСПИСАНИЕ, ПРЕПОДАВАТЕЛИ. Проведем попарный анализ связей между ними:

Дни недели (1) Расписание (7). Тип связи 1:М. Связь между этими объектами обеспечивается с помощью реквизита Код дня недели.

Аудитории (2) Расписание (7). Тип связи 1:М. Связь между этими объектами обеспечивается с помощью реквизита Номер аудитории.

Расписание звонков (3) Расписание (7). Тип связи 1:М. Связь между этими объектами обеспечивается с помощью реквизита Номер пары.

Учебный план (4) Дисциплины (6). Тип связи 1:М. Связь между этими объектами обеспечивается с помощью реквизита Дисциплина.

Группы (5) Расписание (7). Тип связи 1:М. Связь между этими объектами обеспечивается с помощью реквизита Код группы.

Дисциплины (6) Расписание (7). Тип связи 1:М. Связь между этими объектами обеспечивается с помощью реквизита Код дисциплины.

Преподаватели (8) Расписание (7). Тип связи 1:М. Связь между этими объектами обеспечивается с помощью реквизита Табельный номер преподавателя.

По этим данным можно построить матрицу смежности, которая позволяет выстроить информационные объекты по уровням (Рис.2.2.)

Рис. 2.2 Матрица смежности

Информационно-логическая модель приведена к каноническому виду, и объекты расположены в ней по уровням. На нулевом уровне располагаются объекты не подчиненные никаким другим объектам, на 1 уровне подчиненные 0 уровню и т.д. Такое размещение объектов дает представление об иерархической подчиненности, делает модель более наглядной и облегчает понимание зависимостей 1:М.

Матрица смежности показывает, что:

Информационные объекты Дни недели, Аудитории, Расписание звонков, Учебный план, Группы, Преподаватели находятся на 0 ом уровне;

Информационный объект Дисциплины находится на 1 ом уровне;

Информационный объект Расписание находится на 2 ом уровне.

Диаграммы отношений между таблицами помогают наглядно представить проект базы данных. Диаграммы объект-отношение (Entity - relation - ER), которые также называют диаграммами объект-атрибут-отношение (entity- atribute- relation – EAR), представляют собой один из наиболее широко используемых методов для изображения отношений между таблицами базы данных. Эллипсы над прямоугольниками таблиц обозначают классы атрибутов (поля), входящие в отношение. Ромбы, соединяющие пары прямоугольников таблиц и эллипсы полей, представляющих отношение между полями.

ER-диаграмма предметной области «Расписание» представлена в ПРИЛОЖЕНИИ А.

      Определение логической и физической моделей базы данных

Логическая структура реляционной базы данных является адекватным отображением полученной информационно-логической модели предметной области. Для канонической модели не требуется дополнительных преобразований. Каждый информационный объект модели данных отображается соответствующей реляционной таблицей. Структура реляционной таблицы определяется реквизитным составом соответствующего информационного объекта, где каждый столбец (поле) соответствует одному из реквизитов. Ключевые реквизиты образуют уникальный ключ реляционной таблицы. Для каждого столбца таблицы задается тип, размер данных и другие свойства. Топология проекта схемы данных практически совпадает с топологией информационно – логической модели. Логическая структура базы данных приведена в ПРИЛОЖЕНИИ В, а физическая – в ПРИЛОЖЕНИИ С.

      Описание работы с программой «Расписание занятий»

Программа, с условным названием «Расписание занятий», предназначена для составления расписания занятий. Для этого необходимо иметь следующую информацию: занятость аудиторий, сведения о группах, специализация преподавателей, расписание звонков, сведения о дисциплинах (учебный план), дни недели. Для обеспечения пользователя указанной информацией в БД должны храниться справочные данные о группах, аудиториях и преподавателях. В результате анализа предметной области выявляются документы, содержащие справочную информацию: «Группы», «Аудитории», «Преподаватели».

В базу данных заносятся все необходимые сведения. На основании введенных данных организованы запросы на поиск нужной информации (по аудиториям, группам или преподавателям). Работа начинается с основного окна (рис. 2.4.1), на котором отображается пять кнопок.

Рис. 2.4.1 Главное окно программы

При нажатии на кнопки «Расписание» появляется возможность работать со всей базой данных. Главная форма «Дни недели» содержит подчинённую форму «Расписание». Можно редактировать расписание в виде записей базы (рис. 2.4.2):

Рис. 2.4.2 Редактирование расписания на основе всех данных

При нажатии кнопки «Расписание группы» появляется форма с запросом кода группы (рис. 2.4.3), в нашем примере для группы с кодом «3514», затем сама база для редактирования расписания (рис. 2.4.4).

Рис. 2.4.4 Редактирование расписания для определённой группы

При нажатии кнопки «Аудитория» появляется запрос номера аудитории (рис. 2.4.5), в нашем примере номер аудитории «1», затем запрос кода дня недели (рис. 2.4.6), в нашем примере – «1» (Понедельник), и, затем форма для редактирования расписания (рис. 2.4.7).

Рис. 2.4.7 Редактирования расписания

При нажатии кнопки «Преподаватель», появляется запрос фамилии преподавателя (рис. 2.4.8), затем запрос кода дня недели (рис. 2.4.9), затем сама форма редактирования расписания (рис. 2.4.10)

Рис. 2.4.10 Редактирование расписания

При нажатии кнопки работа с программой будет завершена.

2.5. Выполнение запросов

Запросы являются важным инструментом в любых системах управления базами данных. Они используются для выделения, обновления и добавления новых записей в таблицы. Чаще всего запросы используются для выделения специфических групп записей, чтобы удовлетворить определенному критерию. Кроме того, их можно использовать для получения данных из различных таблиц, обеспечивая единое представление связанных элементов данных. При помощи этих средств можно:

    Формировать сложные критерии для выбора записей из одной или нескольких таблиц;

    Указать поля, которые должны быть отображены для выбранных записей;

    Выполнять вычисления с использованием выбранных данных.

В Access существует четыре типа запросов для различных целей:

    Запросы на выборку отображают данные из одной или нескольких таблиц в виде таблицы.

    Перекрестные запросы собирают данные из одной или нескольких таблиц в формате, похожем на формат электронной таблицы. Эти запросы используются для анализа данных и создания диаграмм, основанных на суммарных значениях числовых величин из некоторого множества записей.

    Запросы на изменение используются для создания новых таблиц из результатов запроса и для внесения изменений в данные существующих таблиц. С их помощью можно добавлять или удалять записи из таблицы и изменять записи согласно выражениям, задаваемым в режиме конструктора запроса.

Запросы с параметрами - это такие запросы, свойства которых изменяются пользователем при каждом запуске. При запуске запроса с параметром появляется диалоговое окно, в котором нужно ввести условие отбора. Этот тип запроса не является обособленным, т. е. параметр можно добавить к запросу любого типа. Программа выводит следующие запросы расписаний:
    Группы Преподаватели Аудитории

Рассмотрим на примере запроса расписания по аудиториям. Пусть нам необходимо узнать расписание для аудитории «1», на понедельник. Выбираем запрос «Аудитории». Появляется окно (рис. 2.5.1). Вводим номер аудитории – «1».

Затем появляется окно (рис. 2.5.2). Вводим код дня недели; понедельнику соответствует код «1».

После того, как введены все данные, получим результат (рис. 2.5.3)

Рис. 2.5.3 Вывод расписания по запросу «Аудитория»

Аналогичным образом работают запросы «Группы» и «Преподаватель».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Использование баз данных и информационных систем становится неотъемлемой составляющей деловой деятельности современного человека и функционирования преуспевающих организаций. В связи с этим большую актуальность приобретает освоение принципа построения и эффективного применения соответствующих технологий и программных продуктов.

Современные информационные системы (ИС), реализующие интеграцию данных, характеризуются огромными объемами хранимых данных, сложной организацией, необходимостью удовлетворять разнообразные требования многочисленных пользователей.

Цель информационной системы – обработка данных об объектах реального мира. В широком смысле база данных – это совокупность сведений о конкретных объектах реального мира в какой-либо предметной области. Под предметной областью принято понимать часть реального мира, подлежащего изучению. Создавая базу данных, пользователь стремится упорядочить информацию по различным признакам и быстро извлекать выборку с произвольным сочетанием признаков. Это возможно сделать, если данные структурированы.

Результатом проделанной мной работы является программа «Расписание занятий», позволяющая составить и редактировать расписание занятий с учётом занятости аудиторий, сведениях о группах, специализации и свободном времени преподавателей, расписание звонков, дисциплин (учебный план), дней недели.

В работе я использовала QBE – запросы. Это запросы, строящиеся с помощью конструктора запросов, представляющего собой графический инструмент для создания запросов по образцу. Язык SQL разработан для работы с реляционными базами данных и фактически представляет собой систему управления реляционными базами данных, также он ориентирован на операции с данными, представленными в виде логически связанной совокупности таблиц.

Разумеется, выполненная программа не является завершенной в полной мере, так как на ее создание было отведено очень малое количество времени. Но в дальнейшем возможны ее улучшения.

Список литературы

    Информатика. Базовый курс /Симонович С.В. и др. – СПб: Издательство «Питер», 2000. – 640с.

    Информатика. Учебное пособие /Ломтадзе В.В., Шишкина Л.П. – Иркутск: ИрГТУ, 1999. – 116с.

    Лобова О.Е. Базы данных. Курс лекций. Сочи. Учебные материалы. 2007

    Лобова О.Е. Методические указания по выполнению курсового проекта для студентов специальности 010502 «Прикладная информатика», очной формы обучения, по дисциплине «Базы данных». Сочинский государственный университет туризма и курортного дела – Сочи: СГУТ и КД, 2004, 90 с.













ПРИЛОЖЕНИЕ А

ER -диаграмма предметной области «РАСПИСАНИЕ ЗАНЯТИЙ»

База данных Access Университет

Минимальный список характеристик:
Номер, ФИО, адрес и должность преподавателя, ученая степень;
код, название, количество часов, тип контроля и раздел предмета (дисциплины);
код, название, номер заведующего кафедрой;
номер аудитории, где преподаватель читает свой предмет, дата, время, группа.
Один преподаватель может вести несколько дисциплин и одна дисциплина может вестись несколькими преподавателями.
Примечание: Циклы дисциплин: гуманитарный, общеинженерный, математический, компьютерный и т.д.
Выборки:
Выбрать преподавателя, который был «без работы» весной 2011г.
Определить возможные «накладки» аудиторий в расписании.
Вывести расписание занятий группы ОКЕ-40′ на март 2011г.
Определить для каждой группы долю дисциплин каждого цикла в процентах.

1) Создать структуры таблиц, ключевые поля. Заполнить таблицы данными. Количество данных в таблицах должно обеспечивать выдачу не менее 3-5 записей по каждому запросу задания. Установить связи между таблицами.
2) Создать формы для ввода информации в удобном для пользователя формате.
3) Создать запросы на выборку в соответствии с заданием. Создать параметрический запрос. Создать запросы на обновление и удаление. Создать перекрестный запрос. Создать запрос для создания отчета.
4) Создать простой отчет и отчет на основе ранее созданного запроса.
5) Создать кнопочную форму для работы со всеми созданными ранее объектами базы данных (таблицы, формы, запросы, отчеты). Предусмотреть в форме выход из базы данных (прекращение работы).

Таблица «Дисциплина» — База данных Access «Университет»

Таблица «Преподаватель» — База данных Access «Университет»

Форма «Кафедры» — База данных Access «Университет»

Отчет «Зав кафедрой» — База данных Access «Университет»

Запрос «Преподаватель без работы» — База данных Access Университет

Запрос «Накладки в расписании» — База данных Access Университет

Запрос «Расписание ОКЕ-40» — База данных Access Университет

Запрос «Процент дисциплин» — База данных Access Университет

Главная кнопочная форма — База данных Access «Университет»

Готовая база данных Access «Университет» доступна для скачивания по ссылке ниже.

. Готовая база данных Access Университет

Скачать базу данных (БД) MS Access; База данных Access «Университет»; база данных access; бд access; субд access; базы данных access; access пример; программирование access; готовая база данных; создание база данных; база данных СУБД; access курсовая; база данных пример; программа access; access описание; access реферат; access запросы; access примеры; скачать бд access; объекты access; бд в access; скачать субд access; база данных ms access; субд access реферат; субд ms access; преимущества access; базу данных; скачать базу данных на access; базы данных; реляционная база данных; системы управления базами данных; курсовая база данных; скачать базу данных; база данных access скачать; базы данных access скачать

Среда программирования: MS Access 2003

База данных: Access

Название работы: База данных "Расписание занятий студентов"

Вид работы: Курсовая работа

Тематика работы: Базы данных

Объем программы: 7 (по десятибалльной шкале)

Уровень сложности: 6 (по десятибалльной шкале)

Ключевые слова: расписание, предмет, аудитория, занятие, учеба, учет

Функции программы:

ЗАДАНИЕ:
-Разработать базу данных "Расписание занятий студентов"

CВЕДЕНИЯ:
-Семестр
-Неделя - первая/вторая
-Номер недели
-День недели
-Время занятий
-Группа
-Дисциплина
-Вид занятия (лекция, семинар, лабораторная работа и т.д.)
-Продолжительность занятия
-Преподаватель (фамилия и.о., должность, кафедра)
-Аудитория

ЗАПРОСЫ:
-Расписание занятий определенной группы на определенное время
-Расписание занятий преподавателя на неделю
-Количество занятий (часов) в неделю по дисциплине для группы
-Сведения о занятости аудитории на определенное время
-Расписание занятий группы по дисциплине на неделю

ОТЧЕТ:
-Расписание занятий группы на неделю
-Расписание занятий преподавателя

СОДЕРЖАНИЕ ЗАДАНИЯ ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ К КУРСОВОЙ РАБОТЕ:
1. Введение;
2. Задание;
3. Описание предметной области;
4. Диаграмма "сущность-связь";
5. Нормализация отношений (таблиц);
6. Структура базы данных (таблицы, связи, поля, типы и размеры полей);
7. Основные характеристики используемой СУБД;
8. Разработка интерфейса пользователя (меню, формы, инструментальные панели и др.);
9. Разработка запросов;
10. Примеры обработки запросов;
11. Разработка отчета;
12. Заключение;
13. Список используемой литературы и электронных источников информации.

ЗАМЕЧАНИЕ!
1. При открытии базы данных обязательно должна быть заставка с рисунком.
2. Все переходы в базе должны быть структурированы за счет функционально созданных форм определенного назначения, например для открытия запросов.
3. Все запросы и таблицы, предназначенные для просмотра (изменения, обновления или дополнения), должны так же быть представлены в виде форм.
4. Необходимо активно использовать кнопки управления, списки и вычисляемые поля, а так же маски ввода.
5. Не используемые органы управления, например полосы прокрутки в кнопочных формах, должны отсутствовать.
6. При реализации сложных запросов рекомендуется использовать макросы, или последовательность макросов, выполняющих простые запросы.
7. Число строк в основных таблицах не должно быть менее 30-40.
8. Предусмотреть режимы изменения и удаления для администратора (разработчика), и просмотра и добавления для пользователя.
9.База должна быть защищена паролями.

Так же нужна презентация в MS PowerPoint 2003 по курсовой работе.

Лучшие статьи по теме